sarvarupa (sarvarupa) wrote,
sarvarupa
sarvarupa

Category:

ФСБ против японского студента Дайсукэ Номуры

международный скандал в бурятии
высылают иностранного студента ему запрещено помимо учебы заниматься религиозной деятельностью

Дайсукэ Номура: учиться, учиться и только учиться))


вот полный текст статьи о номуре

Из  России начали высылать иностранных студентов, исповедующих «неправильные» религии.

Спецслужбы Бурятии первыми «разоблачили» такого «нелегального проповедника». Дайсукэ Номура, студент-филолог из Японии, проходящий обучение в Бурятском государственном университете (БГУ) в Улан-Удэ, по его мнению, стал первым иностранным студентом, которого высылают из России за его религиозные убеждения.

28-летний студент Дайсукэ Номура из японского города Осака живет в Улан-Удэ с 2006 года. Уже четыре года он изучает в БГУ русский язык по программе курсов для иностранных студентов. Сегодня Дайсукэ практически свободно общается на русском языке, хорошо знает Бурятию. В июне прошлого года 2009 году он успешно прошел тест на владение «великим и могучим» в объеме, необходимом для того, чтобы получить сертификат Второго сертификационного уровня (всего четыре уровня) государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку. Этот уровень позволяет претенденту удовлетворять свои «коммуникативные потребности во всех сферах общения» и вести профессиональную деятельность в качестве специалиста в любой области, кроме филологической. В ближайшие месяцы Дайсукэ готовился пройти тестирование по Третьему сертификационному уровню, который позволяет ему стать специалистом-филологом. То есть, после сдачи этого теста перед японским студентом-русистом открывалась возможность работать профессиональным переводчиком, как в Японии, так и в России.

За это время у Дайсукэ Номуры в Бурятии появилось много друзей в университете и вне его. Он настолько освоился здесь, что начал строить матримониальные планы в отношении русской девушки по имени Ольга, которая ответила ему взаимностью. Вызов в Управление Федеральной миграционной службы по Бурятии в августе этого года, где ему предложили подписать протокол об административном правонарушении, который грозил ему высылкой из России, был для Дайсукэ как гром среди ясного неба.

Тогда выяснилось, что жизнь японского студента стала объектом «оперативно-розыскных мероприятий» бурятских чекистов, как и следовало ожидать, оживившихся с появлением в своем ведомстве «новой метлы». «Под колпак» российских спецслужб ничего не подозревающий Дайсукэ попал в мае этого года, сразу после приезда в Бурятию нового начальника Управления ФСБ по Бурятии Сергея Пугачева. Причиной пристального внимания оперативников ФСБ стали религиозные взгляды японского студента, который вырос в семье верующих - Свидетелей Иеговы.

Кто такие Свидетели Иеговы

Немного истории. В 1940 году все новые граждане СССР, проживавшие на территории только что присоединенных Западной Белоруссии, Западной Украины и Прибалтики и относящие себя к Свидетелям Иеговы, как нелояльные элементы, были высланы в восточные районы страны или посажены в концентрационные лагеря. В результате такого «дальновидного» шага Советского правительства через 20-30 лет нескольким тысячам выживших в лагерях и ссылках Свидетелей Иеговы удалось распространить свою веру в самых отдаленных уголках огромной страны. Даже там, где о них никогда не слышали. В годы «волюнтаризма» и «застоя» рост числа приверженцев этой веры сдерживался вяло продолжавшимися репрессиями против Свидетелей Иеговы, но в «перестройку» и первые годы правления Ельцина на волне «религиозного бума» они пополнили свои ряды новыми «братьями в Боге». В настоящее время в России насчитывается, по их внутренней статистике, 157 тысяч Свидетелей Иеговы. Они строго соблюдают принципы своей религии, придерживаясь убеждения в том, что высшим законом для них является Библия, а уже потом законы государства. В России и в других странах с высоким уровнем религиозной нетерпимости они часто сталкиваются с серьезными проблемами в исповедании своей веры. В настоящее время в Российской Федерации эта религиозная организация подвергается третированию в средствах массовой информации, в некоторых регионах государственные органы пытаются в судебном порядке закрыть автономные организации Свидетелей Иеговы и препятствуют их религиозной деятельности.

В Японии же, где Свидетели Иеговы по количеству последователей (217 тысяч человек) занимают второе место среди христианских церквей после католиков, их взгляды никого не удивляют.

- Моя мама и старшая сестра тоже являются Свидетелями Иеговы, я сам с рождения отношусь к этой вере. Когда я приехал в Россию, я очень удивился такому отношению к Свидетелям Иеговы здесь. Потому, что в Японии я никогда не слышал об этом. Здесь, когда я рассказываю о себе, многие люди удивляются тому, что, вот, молодой японец и вдруг является Свидетелем. Я часто слышу обвинения в том, что Свидетели Иеговы, якобы, нарушают права родителей, отказываются от медицины, отбирают у людей квартиры. Но это же неправда! Я пытался выяснить, откуда взялись эти мифы, и углубился в историю. Оказывается, еще со времен Сталина в Советском Союзе были написаны примерно 10 докторских диссертаций по научному атеизму, в которых очернялись Свидетели Иеговы. Мне кажется, что и сейчас у представителей СМИ остались пережитки этих мифов, - рассказывает слушатель курсов русского языка для иностранных граждан БГУ Дайсукэ Номура.

Письмо полковника Пугачева

Неприятности Дайсукэ начались с письма начальника Управления Федеральной службы безопасности (УФСБ) России по Бурятии Сергея Пугачева, адресованного начальнику Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) России по Бурятии Олегу Налетову. В нем говорилось, что в результате проведенных сотрудниками ФСБ оперативно-розыскных мероприятий «выявлена противоправная деятельность гражданина Японии».

- В результате проведенной проверки было установлено, что указанное лицо является адептом деструктивной религиозной организации «Свидетели Иеговы», 52 наименования литературы которой признаны экстремистскими и внесены в федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ. В данной религиозной общине Номура Дайсуке (стиль и орфография письма сохранены – С.Б.) имеет статус «старейшины», т.е. дает рядовым членам секты теологические консультации и инструкции. Кроме того, Номура Дайсуке активно занимается пропагандистской деятельностью среди жителей Улан-Удэ, в частности, совершает поквартирные и подомовые обходы, в ходе которых навязывает гражданам свои религиозные взгляды, - написал полковник Пугачев в своем письме Олегу Налетову.

Кроме того, в письме сообщается о двух вещах. Во-первых, о том, что Дайсукэ Номура прибыл на территорию России по многократной учебной визе с целью обучения на курсах русского языка в БГУ, а «фактически же в период с мая по август 2010 г. он занимался миссионерской деятельностью», и, во-вторых, о том, что в его действиях «возможно содержится состав административного правонарушения», предусмотренного ч. 2 ст. 18.8 Кодекса об административных правонарушениях (КОАП) России. По мнению представителя ФСБ, Дайсукэ Номура нарушил режим пребывания на территории России тем, что при получении российской визы заявил такую цель своего въезда («учеба»), которая, якобы, не соответствовала его фактической деятельности здесь («религиозные дела»).

По этому письму сотрудники УФМС по Бурятии оперативно провели свою проверку, составили протокол об административном правонарушении и передали документы в суд.

Суд да дело

Однако в Железнодорожном суде Дайсукэ Номура представил доказательства того, что на самом деле он учится на курсах русского языка в БГУ (договор с университетом, справку о посещении занятий). Он объяснил судье Эржене Урбашкиевой, что религиозные дела для него не являются основной деятельностью, он занимается ими в свободное от учебы время, а Конституция и законы России не запрещают ему этого.

Суд решил, что раз Номура посещает занятия, то нарушения режима пребывания в России с его стороны не было, а «распространение религиозного учения путем подворового обхода частного сектора не влияет на квалификацию данного правонарушения, поскольку такая деятельность действующим законодательством не запрещена». Судья Урбашкиева своим постановлением дело об административном правонарушении по части 2 статьи 18.8 КОАП РФ прекратила.

Однако в дело вмешался не участвовавший ранее прокурор Железнодорожного района Алексей Шевченко, который с таким решением районного суда не согласился и подал протест в Верховный суд Бурятии. В нем прокурор повторил претензии к Номуре со стороны ФСБ и Миграционной службы и просил вернуть дело на новое рассмотрение.

Судья Верховного суда Бурятии Наталья Пащенко «неожиданно» отменила приговор Железнодорожного суда, вернула его таки на новое рассмотрение, указав на то, что «факт обучения Номуры в БГУ соответствует цели, заявленной им при въезде», но «не доказывает отсутствия религиозной деятельности, которая также имеет место». Кроме того, судье показалось, что Номура нарушает общественный порядок и угрожает общественной безопасности.

- Несмотря на то, что распространение религиозных убеждений любым гражданином, в том числе и иностранным, не является деятельностью, запрещенной законом и требующей специального разрешения, осуществление этой деятельности Номурой Дайсукэ создает состав административного правонарушения, объектом которого является режим пребывания иностранного гражданина на территории  РФ, призванный обеспечить РФ общественный порядок, защиту личности и общественную безопасность, - написала в своем решении судья Наталья Пащенко.

Вернувшись в Железнодорожный суд, административное дело на этот раз попало в руки судьи Ирины  Пономаренко, которая добавила к аргументации своих коллег следующее. По ее мнению, японский студент был не вправе заниматься религиозной деятельностью, поскольку для этого ему необходимо  было оформить не учебную, а гуманитарную визу. В результате Ирина Пономаренко 15 октября 2010 года признала молодого человека правонарушителем и назначила ему наказание  в виде административного штрафа в размере 5 тысяч рублей без административного выдворения за пределы России. Поскольку доказать то, что он не учится, а только проповедует, не удалось.

Учиться или жениться?

Дальше события развивались так. Дайсукэ Номура и его адвокат Анатолий Овчинников в очередной раз обжаловали несправедливое на их взгляд решение. И в очередной же раз Верховный суд Бурятии в лице судьи Виктора Базарова оставил жалобу без удовлетворения. Решение миграционной службы тоже не заставило себя ждать. На прошлой неделе, 8 декабря Управление ФМС России по Бурятии аннулировало визу Дайсукэ Номуры. Как оказалось, в августе 2009 года он один раз уже подвергался административному наказанию за то, что не вовремя зарегистрировался по месту пребывания. По одному из внутренних приказов ФМС России, виза иностранного гражданина может быть аннулирована, если он в течение трех лет дважды привлекался к административной ответственности. Но, по мнению самого Номуры, причина его выдворения – его религиозные убеждения как последователя учения Свидетелей Иеговы.

Так в результате следственных и судебных преследований разрушились профессиональные и личные планы молодого японца.

- Из решений судов мне не понятно как я должен поступить в том случае, если помимо учебы, которой я занимаюсь большую часть своего времени здесь, я захочу, например, создать семью. Нужно ли мне сначала выехать из России, а потом снова приехать по личному приглашению? А что мне делать, если возникнет желание посмотреть туристические достопримечательности России? Снова выехать для того, чтобы оформить себе туристическую визу? Из решений судов следует, что приехав на учебу, я не имею права заниматься ничем, кроме учебных занятий. Разве это законно?  Что касается моей религиозной деятельности, то я по Конституции России и по международным законам имею право исповедывать и распространять любую религию! – говорит Дайсукэ Номура.

Свое решение административно наказать  и лишить визы японского студента в миграционной службе комментируют так.

- Когда сюда прибывают миссионеры, то их приглашает какая-либо церковь, конфессия. Они обмениваются опытом, повышают свой уровень, делятся опытом. В этом случае цель соответствует пребыванию здесь. Никаких вопросов к ним не возникает. Но если человек заехал с учебной целью, а сам ходит по квартирам и проповедует, то, извините, с какой целью он приехал сюда? Человек (иностранец – С.Б.) на территории России может пребывать с одной целью. Если учеба – значит учеба! – сказал в интервью «Новой Бурятии» заместитель начальника Управления ФМС РФ по РБ Сергей Кравцов.

А как быть иностранцу, если при въезде в нашу страну у него несколько целей – научная, учебная, религиозная, деловая, туристическая? Должен ли он заявлять обо всех сразу или все-таки имеет право выбрать основную цель?  На этот вопрос решения судов ответа не дают.

Дело японца Дайсукэ Номуры обещает стать юридическим прецедентом, благодаря которому из России начнут высылать тех иностранных студентов, у кого «неправильная» вера. Номура уже обратился с письмом к Уполномоченному по правам человека при президенте и в Общественную палату России.

Тем временем, в столице Бурятии правозащитницы Надежда Низовкина, Татьяна Стецура и другие члены Бурятского отделения движения «Солидарность» провели 10 декабря серию одиночных пикетов в защиту прав японского студента. Скандал с экстрадицией из России Дайсукэ Номуры имеет все шансы станет предметом разбирательства в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

Сергей Басаев


Tags: siberia, Номура, Япония, козлизм, контора, суд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments